Сегодня в это трудно поверить, но в 1980-е и 1990-е годы никто по-настоящему не интересовался скандинавским дизайном. Это было время, когда на стенах преобладали ковры (даже в Европе), а на однотонных стенах губками вырисовывали узоры (хотя и то, и другое снова возвращается в моду). Никого не интересовали скандинавские дизайнеры середины века. – вы могли буквально найти вещи от Арна Якобсена и Ханса Вегнера на свалке, у мусорных баков или забрать их по выгодным ценам на гаражных распродажах. Но все поменялось в начале 2000-х годов. Толчком к переменам послужил термин New Nordic (букв. “новый северный”) от ныне всемирно известного датского ресторана. Именно они привлекли внимание ко всему скандинавскому, и с тех пор северный дизайн не перестает удивлять и радовать нас (нас потребителей).

Скандинавский бум продолжается второе десятилетие, и кажется, не собирается останавливаться. Скандинавский бизнес снова на коне и воспроизводит идеи середины века, или произведения выпускавшиеся в ограниченном количестве. Иногда оригинальные вещи всплывают на аукционах, где продаются по-астрономически высоким ценам. Новые имена дизайнеров и архитекторов из северных стран тоже привлекают внимание. Новые бренды позволяют засветиться новым именам. При этом новый скандинавский дизайн опирается на мощный фундамент середины века, где в центре внимания была функциональность. простота и долговечность.

Скандинавский дизайн появился еще до того, как великие дизайнеры середины века Арне Якобсен, Ханс Вегнер и Берге Могенсен сделали его всемирно признанным и популярным направлением. В конце 19 века Северные страны были в основном бедными сельскохозяйственными районами, где только узкая прослойка элит могла украшать свои дома. В 1920-х годах в Швеции (и в СССР тоже) возник новый декоративный стиль – сочетание современных линий и простых, но традиционных узоров, которые пришлись по душе растущему среднему классу. Это стиль получил некоторое признание, но был быстро превзойден гораздо более радикальным дизайнерским движением, пришедшим из Германии и Франции. Дизайнеры того времени были вдохновлены стилем Баухаус, который брал в качестве ценностного основания функционал и технологии.

В 1930 году шведский архитектор Гуннар Асплунд на стокгольмской выставке провозгласил манифест нового стиля. В те же годы новые политические реформы привели к расцвету системы социального обеспечения, что принесло скандинавским архитекторам большие проблемы самовыражения, но и возможности для строительства больниц, школ и жилых домов. Интерьер новых домов изменился. Особенно кухня и ванные комнаты – они были стандартизированы, их функциональность улучшена, что повлияло и на гигиену.

Весь мир также начал обращать внимание на малые страны крайнего севера, поскольку финский архитектор Альвар Аалто (в Выборге есть на что посмотреть – не упускайте эту возможность) выставил свою мебель в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке в 1939 году, и в это же время как датская осветительная компания добилась огромного успеха с PH-лампами Пола Хеннингсена.

После Второй мировой войны Америка также обратила внимание на скандинавский дизайн, и Финн Юл, Пол Кьельхольм, Кааре Клинт и Альвар Аалто стали нарицательными именами во всем мире. Все они получили бесконечное количество наград на международных выставках.

Сам термин “скандинавский дизайн”, возможно, произошел от названия выставки, которая проходила в США и Канаде с 1954 по 1957 год. Продвигая “скандинавский образ жизни”, он выставил работы скандинавских дизайнеров и определил значение этого термина и стиль, который по-прежнему любим сегодня: красивые, простые, чистые образы, вдохновленные природой и северным климатом, доступные для всех, с акцентом на домашний уют.

Как стиль современный скандинавский дизайн развивался в период между Первой и Второй мировыми войнами, пик популярности был в 1950-х годах во главе с такими брендами, как финская стеклянная посуда iittala и керамическая компания Arabia, датский бренд посуды Georg Jensen и датская осветительная компания Louis Poulsen. Скандинавский дизайн был очень влиятельным в то время, его стиль характеризовался простотой, демократичным дизайном и естественными формами (кстати, многие образцы советской мебели 60-70хх вдохновились идеями из Скандинавии).

Скандинавский стиль – это дизайнерское направление, характеризующееся простотой, нейтральными цветовыми схемами и функциональностью. Слово “скандинавский” вводит в заблуждение, поскольку дизайн и стиль включает в себя Данию, Норвегию, Швецию, Финляндию и Исландию, в то время как географически Скандинавией являются только Дания, Норвегия и Швеция.

Скандинавский стиль – это не только внешний вид, но и функциональность, служение определенной цели, долговечность. Дизайн из Скандинавии простой и естественный. Он тесно связан с образом жизни, и к нему невозможно прийти просто покрасив ваши стены в белый цвет и бросив серое шерстяное одеяло на диван – это процесс проживания собственной жизни в гармонии с собой и окружающим миром.

Изображения: Bungalow5.dk, Фриц Хансен, Frama, Алиум, Дукс

Источник статьи: https://www.bungalow5.dk/design/a-guide-to-scandinavian-style